МБОУ СОШ № 21 г. Канска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Канска
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    1. Читательская грамотность.

    2. Математическая грамотность.

    3. Естественно-научная грамотность

    4. Финансовая грамотность

    5. Креативное мышление

    6. Глобальные компетенции

    В МБОУ СОШ № 21г.Канска» на формирование функциональной грамотности учащихся направлены следующие курсы:

    1.  Включены в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений:

    Функциональная грамотность (читательская), 5-9класс

    Функциональная грамотность (естественно- научная), 7 класс

    Цифровая грамотность, 7 класс.

    Финансова грамотность, 8 класс.

    Математика и конструирование, 1-4 класс.

    2. Включены в план внеурочной деятельности:

    Основы логики и алгоритмики, 1-4 классы

    Функциональная грамотность, 1-9 классы

    Основы программирования, 5-8 классы

    Экологический образ жизни. 5 класс

    Искусственный интеллект, 10классы

    Налоговая грамотность, 11классы

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    - Читательская грамотность

    - Математическая грамотность

    - Финансовая грамотность

    - Естественно-научная грамотность

    - Глобальные компетенции

    - Что значит быть грамотным в XXI веке

    - Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

    - Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

    - Профилактика буллинга в детском коллективе

    - Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других

    - Что делать если ваш ребенок вовлечен?

    - Руководство по противодействию и профилактике буллинга

    Полезные ссылки

    Демонстрационные материалы по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
    Функциональная грамотность: развиваем в школе
    Электронный банк заданий
    Международные исследования
    Функциональная грамотность
    Лаборатория функциональной грамотности
    Банк заданий по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie